В помощь начинающему бизнесмену: правила составления коммерческого предложения
Жестокая статистика гласит, что 90% бизнес-начинаний прогорает уже в первый год своего существования, те же, кто остались, лишь укрепляют свои позиции и увеличивают доходы. Где же искать корни неудач? Возможно, проблемой товарищей, не устоявших на рынке, является отсутствие грамотного подхода к поиску партнеров и их привлечению. Поэтому, если вы задумались над тем, как правильно составить коммерческое предложение, то у вас уже имеются шансы на успех.
В первую очередь, следует знать, что коммерческое предложение, как любой документ, имеет определенную структуру, которая и гарантирует его эффективность:
- Введение. В этом разделе следует в тезисной форме описать суть своего предложения и в паре фраз описать деятельность своей компании;
- Собственно описание услуги (что вы будете делать и каким образом);
- Условия исполнения договора: за какую цену вы готовы поставлять товар или оказывать услуги. Опорную роль в выборе стоимости играет ваша ценовая политика - кто-то работает с 1-2 компаниями, но за приличное вознаграждение, кто-то за копейки, но с сотнями;
- Заключение. Напомните в нем о своем предложении и его преимуществах.
- Правила эффективного коммерческого предложения
Разумеется, в каждом из разделов можно отобразить массу всяческих «вкусностей», но… Коммерческое предложение будут рассматривать вне вашего участия, и читать длинные эпопеи о том, какая отличная у вас компания и какой качественный товар - никто не будет. Уложиться нужно в стандартный лист формата А4, запомните: чем меньше, тем лучше. Тем не менее, в краткой и логичной форме не должно быть никаких упущений или двусмысленных фраз - пояснить потенциальному партнеру будет некому.
О главном
Составляя коммерческое предложение, следует помнить главный закон продаж: «Никому не нравится, когда ему что-то продают». Расписывая свои преимущества в большую часть отведенного листа, вы уподобляетесь уличной торговке. Не важно, какие у вас товары и цены, намного важнее, что ваш потенциальный партнер может получить, какие его проблемы будут решены в процессе сотрудничества с вами.
Отсюда возникает еще одно верное правило - не превращайте свое предложение в спам - далеко не все, кому бы вы могли его отослать, этого достойны. Найдите несколько предприятий, узнайте об их проблемах и желаниях - вам будет, чем их заинтересовать.
Оформление предложения
Помните, в школе постоянно твердили, что писать на изуродованных листочках контрольные - это проявление неуважения к педагогу? Вспоминайте это правило и здесь. Коммерческое предложение должно быть не только на чистом красивом листе, оно должно быть грамотно отформатировано - заголовки обязаны выделяться из текста и выражать основную концепцию. Небольшие, связанные по смыслу абзацы гарантируют вам прочтение потенциальным партнером вашего труда.
Разумеется, недопустимы в коммерческом предложении и грамматические ошибки. Кому захочется иметь дело с безграмотным невнимательным человеком? Любая помарки или опечатка в тексте предложения - минус вашей компании.
И напоследок…
Признаком правильно составленного коммерческого предложения является ясность и логичность. Тезисное формулирование ключевых моментов сотрудничества, четкое указание цены (никто не будет высчитывать, умножать и делить - цифры должны быть сразу же видны), деловой стиль документа только прибавит авторитета вам и вашему предприятию в глазах потенциальных партнеров.