Продажа знаменитого бренда: суть франчайзинга
Ввод понятия "франчайзинг"
Франчайзинг (с английского дословно переводится как "льготное предпринимательство") - это вид отношений между юридическими особами, в которых одна сторона передает право на использование услуг, торговых марок, технических разработок. Например, хорошо известная компания подписывает договор на указанный промежуток времени, позволяющий использовать имя своей компании маленькой фирме, а та, в свою очередь, обязана выполнить соглашение по контракту или договору.
В этих отношения присутствуют двое участников: франчайзер и франчайзи. Франчайзер – одна юридическая особа, которая передает право на использование некоторых услуг. Франчайзи – юридическая особа или человек, выполняет свои обязанности и должна выплатить плату (роялти).
Одним из самых известных франчайзеров является McDonald's. Известный факт, что лишь 15% отделений McDonald's по всему миру принадлежат именно этой компании, остальные – франчайзи.
Окунемся в историю франчайзинга
"SS machine company" является первой прототипной моделью франчайзинга. У Зингера была проблема с сервисом швейных машин на территории Штатов. Поэтому он заключал договорённости с маленькими компаниями, которым предоставлялось право на продажу и ремонт швейных машинок. Отсюда можно объяснить слово "франчайзинг" как франчайз Зингера. А франчайз - это лицензия, то есть право на использование от Зингера.
В 20-х годах ХХ столетия в США начала развиваться франчайзинговая система. Большие фирмы продавали право на использование своего торгового знака и продукции малым магазинам. После кризиса 30-х годов в Соединенных Штатах Америки франчайзеры начали осваивать нефтяной и нефтеперерабатывающий бизнес. Таким образом, появились первые сетевые бензоколонки, которые передавались местным компаниям в качестве аренды.
Классический и даже современный франчайзинг начал появляться и развиваться в 50-е годы ХХ столетия. Рей Крок стал отцом франчайзинга, открыл McDonald's в 1955 году. Эта компания была так называемая матерь франчайзинга в бизнес-формате, когда передаётся система ведения бизнеса.
На сегодняшний день магазин "Спортмастер" является одним из основателей франчайзингового рынка в России.
Рассмотрим взаимоотношения между франчайзер и франчайзи
Можно провести некую параллель со средневековыми государствами: были главные державы и от них зависящие – вассалы.
Для облегчения понимания следующего материала приведу примерный план отношений между главной и зависимой компаний:
1. Заключение договора (один или несколько франчайзеров и один или несколько франчайзи);
2. Выполнение договора.
Первым делом франчайзер заключает сделку с франчайзи или с несколькими франчайзи. С помощью этого договора создается сеть, которая будет зависеть от главной компании (франчайзера). За этим договором прописаны пункты, по которым будут действовать зависящие фирмы, и некоторые права, переданные им на определенный срок. Однако главенствующая компания обязана (если в договоре прописаны данные пункты) предоставлять продукты для разработки товаров, обучать сотрудников, следить за качеством выполнения пунктов договора.
Чаще всего эти отношения могут приносит деньги обеим сторонам, и главная компания заинтересована в увеличении продаж при малых затратах. Также такие взаимоотношения выгодны для франчайзи, ибо используется уже известный бренд и не нужна трата на рекламу. Однако они обязаны участвовать в рекламных кампаниях, которые проводятся франчайзером.
Рассмотрим выигрышные и проигрышные аспекты для каждой стороны в таких отношениях.
Для франчайзера можно выделить несколько положительных сторон. Во-первых, у него будет постоянный сбыт товара, ибо франчайзи обязан будет у него закупать продукцию. Во-вторых, если франчайзинговая система хорошо развивается, то не надо вкладывать большие деньги в маркетинговый отдел. Вдобавок франчайзер не имеет больших трудностей и расходов на набор служащих и их обучение.
Для франчайзи главным преимуществом является использование известного бренда.
Однако есть и недостатки. Например, франчайзи обязан следовать договору и его выполнению, даже если бизнес будет неприбыльным. Также франчайзи обязаны закупать сырье и продукцию только у франчайзера, несмотря на невыгодность покупки. В дополнение ко всему этому могут быть установлены жесткие правила для прекращения договора. Как видим, в таких отношениях страдает больше всего франчайзи.
Известные франчайзеры: X5 Retail Group, Subway, 2ГИС, Аскона, Milavista.
Франчайзинг – это бизнес система, которая может помочь маленьким фирмам развиться на должном уровне.